Основные требования по заполнению европротокола

Заполнение Европротокола при ОСАГО

Содержание статьи

  • 1. Как оформить Европротокол
  • 2. Вопросы — ответы

Европротокол стал незаменимым помощником при некрупных авариях. Но к сожалению, не все водители стремятся им воспользоваться из-за того, что не знают как правильно его заполнить. Именно об этом мы сегодня и будем говорить в нашей статье.

Извещение о ДТП представляет собой два бланка для единоразового заполнения в отношении обоих водителей, попавших в аварию, а также инструкция как оформить Европротокол при ДТП в 2018 году.

Для каждой стороны (виновника и пострадавшего) на лицевой стороне имеется 18 пунктов для заполнения. Вписывать данные следует шариковой ручкой с нажимом, так как верхняя страница является самокопирующейся.

На задней стороне бланка имеется еще 7 пунктов, которые каждый водитель заполняет самостоятельно.

Итак, основные правила и порядок действий при оформлении Европротокола при ДТП состоят из следующих пунктов:

  • Для начала следует оценить ситуацию в отношении причинения вреда жизни и здоровью участникам дорожного движения (пешеходам, пассажирам и водителям). У людей не должно быть никаких повреждений;
  • ДТП было совершено на основании взаимодействия двух транспортных средств (столкновение при движении или столкновение из-за резкого торможения впереди едущего ТС);
  • Вред нанесен исключительно транспортным средствам (заборы, здания и прочее имущество не пострадало);
  • Ответственность лиц, которые участвовали в ДТП, застрахована по ОСАГО или системе «Зеленая карта»;
  • У водителей отсутствуют разногласия в отношении повреждений.

Если все эти правила соблюдены, тогда можно переходить к вопросу о том, как самостоятельно оформить и заполнить Европротокол при ДТП в 2018 году.

  • В первом пункте указываем место ДТП с точным указанием адреса, начиная от республики и края, заканчивая улицей и номером дома. Если вы не знаете точный адрес, то можно спросить у мимо проходящих людей или посмотреть на навигаторе.
  • Пункт два просит указать дату аварии и точное время.
  • В третьем пункте цифрой указываем количество поврежденных авто.
  • Следующим пунктом указываем количество пострадавших (получивших телесные повреждения) и/или погибших.
  • В пятом пункте отмечаем, проводилось ли освидетельствование на состояние алкогольного опьянения или нет.
  • Далее отмечаем, нанесен ли ущерб другим ТС и пострадало ли еще какое-либо имущество.
  • В седьмом пункте указываем свидетелей ДТП (ФИО и место жительства). Если они отсутствуют, то так и пишем «Нет свидетелей».
  • В пункте 8 отмечаем, оформлялось ли место ДТП сотрудником ГИБДД, и если да, то указываем номер его нагрудного знака.

В 9 по 15 пункт заполняется каждым водителем в отношении своего транспортного средства, при этом не важно, кто выберет колонку «А» и «В».

  • Итак, в пункте 9 указываем марку и модель ТС, а также идентификационный номер (VIN), государственный регистрационный знак и данные СТС.
  • Далее указываем полностью ФИО собственника авто и его адрес. Если это юридическое лицо, то полное его наименование.
  • В 11 пункте указываем данные водителя ТС: ФИО, дата рождения, адрес места жительства, номер телефона, серия и номер ВУ, открытые категории, дата выдачи ВУ, документ на право владения (пользования, распоряжения) ТС.
  • В следующем пункте указываем наименование страховщика, серию и номер страхового полиса, срок его действия, а также отметить застраховано ли ТС от ущерба.
  • Далее указываем стрелочкой (→) место первоначального удара в отношении пострадавших ТС, а не детали которые повреждены. Выбирайте тот транспорт, на котором вы передвигались на момент удара.
  • В 14 пункте следует максимально точно и кратко описать характер повреждений деталей и узлов. Описывая повреждения, следует использовать следующие характеристики: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина).
  • Следующим пунктом указываем дополнения, которые вы не смогли указать в следующем пункте. Также, если вы считаете, что второй водитель указывает неточные обстоятельства или же попросту отказывается подписывать извещение со своей стороны, то эту информацию тоже следует указывать тут.
  • В 16 пункте отмечаем обстоятельства ДТП в отношении каждого ТС и цифрами указываем в самом низу общее количество отмеченных пунктов. Очень важно правильно отметить маневры транспортного средства. Стоянка – это не остановка, следовательно, если вы остановились на светофоре, то отмечайте не позицию 1,а позицию 22. При обгоне с перестроением из одной полосы в другую, следует отмечать сразу два пункта – 12 и 13.
  • Следующим шагом надо нарисовать схему ДТП. Наверное, из-за этого многие и не берутся за самостоятельное оформление аварии. У вас имеется окошечко, в котором следует указать название улиц, траекторию движения транспортных средств, положение ТС во время столкновения и их конечно расположение. Не забудьте указать наличие светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки, и по возможности следы торможения, заноса, осколков, отломков, грязь и т.д. Примеры составления схемы:
  • В 18 пункте водители обоих сторон ставят подпись, подтверждая тем самым, что у них отсутствуют разногласия.

  • Лицевая сторона заполняется с водителем на месте аварии. Заднюю же часть, можно заполнить в ближайшее время, но желательно все же сделать это также на месте ДТП.

    • В пункте 1 отмечаем транспортное средство «А» или «В» в соответствии с колонкой, которую вы выбирали на лицевой стороне извещения.
    • Во 2 пункте описывает подробно обстоятельства ДТП, с указанием адреса аварии, модели ТС и государственных номеров. Чем точнее будет информация, тем проще будет разобраться в ситуации страховщикам.
    • В 3 пункте отмечаем, кто был за рулем – собственник или иное лицо.
    • Далее указывается информация только в том случае, если в ДТП участвовало более 2 транспортных средств. Впишите марку, модель ТС, гос. номер, ФИО водителя и собственника ТС, адрес, номер телефона, наименование СК, серию и номер полис, а также всю другую аналогичную информацию в соответствии с пунктами 1 – 18 на лицевой стороне бланка.
    • Если пострадало другое имущество помимо ТС, то в 5 пункте указывается какое именно имущество пострадало и кому оно принадлежит.
    • В следующем разделе отмечаем, может ли передвигаться ТС своим ходом, и если нет, указываем его местоположение.
    • В 7 пункте указываем дополнительные примечания, которые вы посчитаете нужным.

    Далее указываем дату, ставим подпись, рядом фамилию и инициалы.

    Если вам не хватило места на обратной стороне, чтобы указать всю информацию, то вы можете это сделать на чистом листе бумаги, где будет указано к чему оно прилагается, кем составлено и заверено своей подписью, а для юридических лиц печатью, при этом на обратной стороне извещения поставьте галочку в пункте «С приложением».

    Чтобы примерно понимать, о чем мы вам сейчас рассказали, представляем вашему вниманию пример как правильно составить Европротокол о ДТП:

    Также узнать как оформить мелкое ДТП без вызова ГИБДД в 2018 году вы можете, посмотрев видео.

    Можно ли оформить ДТП без участия сотрудников ГАИ?

    Конечно можно, если будут учтены единые правила, которые мы указали выше.

    Упрощенное оформление ДТП без ГИБДД порядок действий?

    • Оцениваем ситуацию и выявляем наличие пострадавших;
    • Вызываем скорую помощь если есть раненые;
    • Заполняется один бланк на двоих водителей;
    • Ставите подписи;
    • Если вы пострадавший, то составляете заявление в страховую на выплаты и вместе с извещением в течение 5 дней относите в СК. Если вы виновная сторона, то относите свой бланк в страховую компанию;
    • Ожидаете рассмотрения заявления, осмотра машины и получаете выплаты.

    Возможно ли оформление ДТП аварийным комиссаром без ГИБДД?

    Да, такой вариант возможен. После столкновения, вы можете позвонить в соответствующую фирму и попросить прислать на место ДТП аварийного комиссара, который проведет осмотр, установит характер, причины и размер понесенного ущерба. Проведет фото и видео съемку, поможет составить извещение о ДТП.

    Кем и когда заполняется Европротокол?

    Европротокол заполняется сразу же после ДТП на месте аварии водителями тех транспортных средств, с которыми произошло столкновение.

    Источник: http://zakon-auto.ru/osago/zapolnenie-evroprotokola.php

    Правила заполнения Европротокола при ДТП

    Европротокол является удобной формой решения вопроса при небольших авариях. Однако, не все водители прибегают к этому способу. Причиной является незнание правил заполнения Европротокола и отсутствие уверенности в законности этого способа.

    Что такое Европротокол?

    Европротокол – это документ, оформленный на бланке установленного образца. Заполнение его происходит при наступлении ДТП, не имеющего серьезных последствий. Составление Европротокола возможно при взаимном согласии участников аварии.

    Это является облегченным вариантом оформления всех необходимых бумаг, которые необходимо предоставить в страховую компанию для получения компенсации. В отличие от обычной процедуры на место происшествия не вызывается сотрудник ГБДД. Водители самостоятельно фиксируют события и заполняют бланк Европротокола.

    Это позволяет быстро освободить проезжую часть для движения транспортных средств. Из-за простоты оформления происходит существенная экономия времени.

    Возможность оформления по Европротоколу имеется при следующих обстоятельствах:

    1. В аварии не должно быть пострадавших физически даже в легкой степени. К этим лицам относятся водители всех участвующих в происшествии машин, их пассажиров, пешеходов
    2. Произошло столкновение не более двух автомобилей. Наличие прицепа не расценивается, как отдельное транспортное средство
    3. Не был нанесен вред какому-либо другому имуществу: ограждающему устройству, транспортным остановкам, перевозимому багажу
    4. Оба транспортные средства имеют полис ОСАГО с действующим сроком
    5. Каждый из водителей упомянут в своем полисе в числе имеющих право управлять машиной
    6. Отсутствие разногласий по всем пунктам между участниками ДТП. Должна быть составлена схема дорожного происшествия, которой обычно занимается прибывший на место инспектор ГБДД

    Если хотя бы одно из этих условий не соблюдено, то требуется вызывать представителя ГБДД.

    Порядок действий при ДТП

    Убедиться, что выполнены все условия, при которых возможно оформление по Европротоколу. Дальнейшие действия:

    1. Установить знак аварийной остановки
    2. Оценить примерно нанесенный ущерб
    3. При наличии свидетелей попросить их оставить свои номера телефонов или другие контактные данные
    4. Заполнить извещение о ДТП. Бланк извещения должен быть выдан страховой компанией одновременно с заключением договора. Необходимо брать его с собой при поездках

    Рекомендации по правильному заполнению имеются на сайте РСА. Если эти правила не были выучены заранее, можно зайти на сайт на месте по приложению к мобильному телефону.

    1. Зафиксировать все значимые обстоятельства с помощью фотоаппарата, видеокамеры, мобильного телефона. К ним относятся: номера автомобилей, места повреждений машин, расположение столкнувшихся автомобилей по отношению друг к другу, следы торможения, знаки и строения для привязки к местности. Место столкновения следует сфотографировать с разных ракурсов. Не стоит забывать о записях в видеорегистраторе
    2. Позвонить в свои страховые компании и сообщить о случившемся
    3. Проверить наличие водительских прав, полиса ОСАГО и права собственности на транспортное средство или доверенность на управление

    Если один из водителей согласен признать себя виновным, то можно переместиться с проезжей части и начать оформление Европротокола. В срок, не превышающий пяти дней, следует обратиться в свою компанию, которая застраховала гражданскую ответственность.

    Написать заявление с просьбой о возмещении убытков. К заявлению должны быть приложены: схема ДТП, своя часть бланка Европротокола, фотографии и видеосъемка. Заявление по Европротоколу будет рассматриваться в таком же порядке, что и обычное заявление.

    Различаются они лишь набором прилагаемых документов. Заявление рассматривают в установленный срок. Страховая компания обязана выплатить компенсацию или дать направление на ремонт. Возможен также мотивированный отказ от выполнения своих обязательств.

    Если потерпевший не будет согласен с предлагаемой суммой выплат, то дело будет рассматриваться в суде.

    Читайте также:  Может ли сотрудник гибдд выписать штраф при стоянке на тротуаре?

    Правила оформления Европротокола при ДТП в 2018 году

    Прежде всего, необходимо составить схему ДТП. Для этого подойдет чистый лист бумаги и шариковая ручка. Заполнение карандашом не допускается, поскольку в этом случае легко сделать исправления.

    На схеме следует детально изобразить ситуацию и место происшествия.

    Должна быть прорисована дорога, направление движения столкнувшихся машин, названия улиц, нумерация близлежащих домов, наличие остановок, магазины и другие детали.

    Направление движения указывается для каждого транспортного средства отдельно. Должно быть изображено взаимное положение автомобилей после столкновения.

    Четко должна быть видна дорожная разметка, указатели движения, знаки, светофоры. Желательно делать пояснительные подписи. При заполнении Европротокола также следует пользоваться шариковой ручкой.

    Чтобы не получать отказов от страховой компании, следует выполнять определенные правила:

    • Водители оформляют одно извещение на двоих. Один вносит записи в колонку «А», а второй водитель – в колонку «Б». Ставятся подписи и бланк разъединяют
    • Каждый из участников происшествия берет один из экземпляров и заполняет его оборотную сторону
    • Если после заполнения выяснилось, что необходимо внести исправления, то они заверяются подписями обоих водителей

    После составления Европротокола участники могут разъезжаться, обменявшись номерами мобильных телефонов.

    Подробная инструкция по заполнению Европротокола

    Правильное заполнение бланка извещения гарантирует отсутствие препятствий при принятии его страховой компанией в качестве действительного документа. При заполнении его карандашом или другим пишущем или оставляющем следы инструментом бланк принят не будет.

    Последовательность действий при заполнении:

    1. Заполнение лицевой стороны обоими водителями. Каждый заполняет только свою колонку
    2. Проставление двух подписей каждым из водителей. Одна из них ставится под внесенной информацией, а вторая – под графой «Согласие»
    3. Разъединение бланка на две части
    4. Заполнение каждым из водителей своей части самостоятельно с оборотной стороны

    Если внесены исправления до разъединения частей, то около них ставятся подписи обоих водителей, а если после, подпись ставит второй водитель, что он не имеет возражений.

    Видео: Как оформить ДТП по европротоколу?

    Источник: https://GuruStrahovka.ru/pravila-zapolneniya-evroprotokola-pri-dtp/

    Европротокол: пошаговая инструкция по заполнению

    Все участники дорожного движения рискуют тем, что могут оказаться в дорожно-транспортном происшествии. Поэтому каждый из них должен знать, как действовать в сложившейся ситуации. Если еще несколько лет назад водители в любом случае должны были вызывать сотрудников ГИБДД, то сейчас правила изменились. Но далеко не все знают, как теперь действовать на дороге.

    Я и сама недавно оказалась в ДТП в качестве водителя. Поэтому мне пришлось разобраться во всех тонкостях составления европротокола без вызова сотрудников ГИБДД.

    На самом деле все не так сложно, только надо знать основные правила, когда водители могут составить документы без вызова правоохранительных органов, а также требования к составлению самого европротокола.

    Об этом я и расскажу вам в этой статье.

    Европротокол

    Такое название позаимствовано из Европейских стран, так как там водители оформляют самостоятельно около 80 % дорожных происшествий.

    В России решили также облегчить ситуацию на дорогах тем, что теперь водители могут самостоятельно оформить ДТП и им не придется ждать несколько часов прибытия ГИБДД.

    Для этого участники происшествия должны использовать определенную форму извещения о случившемся.

    Но так как в последние годы большинство страховщиков оформляют электронные полисы через интернет, то данной формы к распечатанному полису не прилагается. Поэтому многие автовладельцы не знают, где получить нужный бланк.

    Вы можете получить его:

    • в любом офисе вашей страховой компании;
    • скачать с любого проверенного правового ресурса;
    • скачать в этой статье.

    Форма бланка строго унифицирована. Поэтому использование другого формата извещения не допустимо. Страховая компания просто не примет от вас заявление и не будет компенсировать ваши убытки. Поэтому обязательно проверьте, есть ли у вас в машине бланк европротокола.

    Условия оформления

    По факту происшествия заполнять такой бланк надо всегда, если в дальнейшем один участник происшествия планирует обращаться к страховщику. Если водители урегулируют вопрос мирным путем без обращения к страховщику, то заполнять его не потребуется.

    Обойтись без вызова инспектора разрешается в следующих случаях:

    • когда участие приняли только 2 транспортных средства в произошедшей ситуации;
    • если каждый водитель имеет действующий полис ОСАГО;
    • вред причинен только этим транспортным средствам и не повреждена больше ничья собственность;
    • не нанесен вред здоровью ни одному участнику;
    • максимальный размер убытков не превышает 100 000 рублей (эта сумма была увеличена с 50 тысяч рублей с 1 июня);
    • между участниками происшествия нет спорных моментов относительно происшествия, и по поводу виновности одного из них.

    Также надо знать, что запущен пилотный проект, в рамках которого жители Москвы и Санкт-Петербурга, а прилегающих к ним областей: Ленинградской и Московской, могут самостоятельно фиксировать суммы ущерба до 400 000 рублей при обязательно условии, что во время аварии водители зафиксируют это происшествие на устройства со спутником ГЛОНАСС. Таким образом, при возникновении сомнений страховщик может в любом момент проверить, где произошла авария, и какие части автомобилей в ней пострадали.

    Во всех остальных случаях вызов ГИБДД обязателен. Но составлять данное извещение все равно придется для обращения к страховщику.

    Порядок заполнения

    Этот документ представляет собой 3 листа, где первые два – это бланки для каждого водителя, а последний лист – инструкция по заполнению. Если вы не знаете или не помните, как заполнять, рекомендую изначально ознакомиться с правилами, указанными в инструкции. Потому что если вы заполните документ неправильно, то страховщик имеет право отказать вам в компенсации ущерба.

    Но если вы распечатали бланк с интернета, то листы у вас будут обычными и копироваться ничего не будет. Для удобства вы можете положить копировальную бумагу между листами, либо заполнить бланк повторно. Но вся информация в нем должна совпадать с первым бланком.

    Основные правила

    Важно придерживаться установленных правил, для того чтобы в дальнейшем не пришлось переписывать извещение:

    1. Все сведения вносите шариковой ручкой, тогда они хорошо откопируются на втором листе. Не допускается использование маркеров, карандашей, ручек других цветов, кроме синего и черного.
    2. Все сведения должны быть написаны понятным почерком. Лучше заполнять печатными буквами, чтобы потом не возникло вопросов к написанному.
    3. Обязательно должны быть заполнены все поля и все страницы бланка. Там, где информацию предоставлять не требуется, надо ставить прочерк или большую Z.
    4. Бланк не должен быть мятым, рваным. Это документ, поэтому он должен быть надлежащего вида.
    5. Не допускается зачеркиваний, исправлений, помарок. Но если требуется внести корректировку, ее надо заверить подписью и фразой «Исправленному верить».

    При составлении европротокола потребуется только один комплект европротокола. Поэтому не имеет значения, кто из участников происшествия его предоставит.

    Пошаговая инструкция

    Заполнять бланк надо обязательно в присутствии обоих водителей, так как потребуются сведения о каждом из них. Чтобы избежать дополнительных разногласий, лучше делать это вместе.

    Порядок действий будет следующий:

    1. Место ДТП: прописываем город и адрес ближайшего здания. Если это трасса, то указываем ее название и примерный километр от крупного населенного пункта.
    2. Дата: вписываем не только день, но и время события поминутно.
    3. Количество ТС: их может быть только 2, если вы оформляете протокол без вызова ГИБДД.
    4. Количество раненых, погибших везде ставим прочерки, потому что при их наличии вы не имеет право оформить ДТП самостоятельно без правоохранительных органов. Но при заполнении этого документа при ГИБДД вы должны указывать фактические данные в документе.
    5. Освидетельствование, в нашем случае ставим крестик к слову «нет», так как направить на него имеют право только сотрудники правоохранительных служб.
    6. Материальный ущерб третьим ТС, имуществу: также ставим крестик к слову «нет», потому что в ином случае вызов ГИБДД будет обязательным.
    7. Свидетели: лучше всего будет, если вы сможете найти незаинтересованного свидетеля, находившегося рядом. Здесь надо указать ФИО, адрес, телефон человека.
    8. Оформление сотрудником ГИБДД: указываем, что не проводилось.
    9. С 9 до 15 пункта надо заполнять за обоих водителей. Один из них будет водителем автомобиля «А», другой водителем автомобиля «В». При этом в отношении виновности, неважно, кто будет под какой буквой. В п. 9 указываем сведения из СТС: марку автомобиля, VIN, государственный номер, реквизиты СТС.
    10. Собственник: также указываем из свидетельства о регистрации вашего автомобиля. Кроме ФИО надо указать еще и адрес регистрации.
    11. Водитель: он может быть владельцем авто или другим человеком. Здесь надо указать не только ФИО и адрес, но и телефон, номер водительского удостоверения, категорию прав и дату их выдачи, название документа, на основании чего этот человек управлял данным ТС.
    12. Страховщик: сюда вписываем его название из страхового полиса, далее реквизиты этого полиса, срок действия. Также надо сделать отметку, если ли страхование от ущерба (КАСКО).
    13. Место удара: здесь надо отметить то место, которым первоначально вы столкнулись с другим ТС. Будьте внимательны, так как там изображены 3 ТС: грузовик, легковой автомобиль и мотоцикл. Выбирайте ТС, соответствующее габаритам вашего.
    14. Перечень повреждения: здесь мы указываем только видимые повреждения деталей. Для этого надо внимательно осмотреть свой автомобиль на наличие сколов, царапин, трещин и прочих появившихся дефектов.
    15. Замечания: здесь надо указать, считаете ли вы себя виновным. Для обоюдного заполнения документа один из водителей должен написать, что признает себя виновным, а второй не признает себя виновным. На основании этого страховщик выплатит компенсацию невиновному и востребует ее со страховой компании виновного.
    16. Обстоятельства ДТП: этот пункт очень важен. Здесь надо быть очень внимательным, так как отметки и своих действиях должны поставить оба водителя. На практике при заполнении европротокола многие допускают здесь ошибки. Водитель ТС «А» должен сделать отметки с левой стороны, ближе к колонке, где он вносил сведения о себе. Водитель ТС «В» ставит отметки правее. Сначала прочитайте все возможные пункты и определите, что должен отметить каждый из водителей. Также внизу не забудьте поставить количество клеток, где вы сделали отметку.
    17. Схема: большинство водителей не любят именно этот пункт, потому что бывает иногда очень сложно изобразить понятную схему аварии. Вы должны изобразить схематично два прямоугольника «А» и «В» в момент столкновения на дороге. Кроме этого вокруг вы должны отметить расположение дорожной разметки, наличие полос, направление движения (стрелочками), а также указать номер дома или другого здания, чтобы понимать расположение машин относительно улицы. Помимо этого желательно отметить все дорожные знаки и светофоры.
    18. Подписи: их ставят оба участника, что является подтверждением правильности введенных данных и согласия с тем, что написано.

    Рекомендую проверить действительность полиса ОСАГО второго водителя не только по распечатанному документу, так как он может оказаться поддельным, а также по электронной базе. Сделать это легко. Достаточно войти на сайт РСА и воспользоваться услугой проверки действительности полиса.

    На оборотной стороне каждый водитель заполняет сведения самостоятельно:

    1. ТС: надо указать, водитель какого автомобиля заполняет эту сторону.
    2. Обстоятельства: Здесь вы должны кратко, но точно описать, при каких обстоятельствах произошло столкновение. Также вы должны указать все факты вашей невиновности и вины другого водителя. Здесь же указываете свидетеля аварии. После окончания текста поставьте Z, чтобы никто не смог за вас дописать лишнего.
    3. Водитель ТС: здесь надо указать, кто управлял автомобилем: владелец или иной человек.
    4. Сведения о других ТС: здесь ставим прочерки, так как составление этого документа без вызова сотрудников правоохранительных органов не допускает участие более 2 средств.
    5. Повреждения имущества: всегда будет прочерк, если пострадали только автомобили. Если ущерб был причинен другим материальных средствам, вызов ГИБДД будет обязательным.
    6. Возможность передвижения ТС своим ходом: отмечаем в соответствии с действительностью.
    7. Примечания: здесь можно указать все, что вы считаете нужным дополнительно сообщить страховой компании. Это могут быть сведения о том, что у вас есть запись видеорегистратора или запись на телефон последствий столкновения.
    8. Подпись, дата, расшифровка.
    Читайте также:  Несовершеннолетние за рулём: какой штраф полагается в 2018 году?

    Посмотреть наглядный пример заполнения вы можете в этом видео.

    Заполненные бланки необходимо предоставить страховщикам. Виновный участник должен направить его в течение 5 дней (однако страховой договор может предусматривать иной срок подачи), а невиновный в течение 15 дней.

    Если этот срок будет пропущен невиновным участником,  то страховщик может отказать ему в компенсации ущерба. В этом случае он вправе через суд требовать компенсации ущерба с виновника  происшествия.

    Аналогичный риск есть и в случае, если извещение будет составлено неправильно, и на этом основании страховщик откажет в выплате.

    Если виновный водитель своевременно не известит своего страховщика о произошедшей аварии, то страховая компания вправе предъявить ему требование о компенсации ей выплаченного ущерба невиновному участнику.

    Поэтому крайне важно сразу обращаться в страховую компанию для извещения ее о произошедшем. Потому что в противном случае последствия могут быть очень негативными. Будьте внимательны при составлении европротокола, а также удачи вам на дорогах!

    Источник: https://grazhdaninu.com/avtomobilnoe-pravo/dtp/evroprotokol.html

    Новые правила оформления ДТП с 1 июня 2018: оформляем ДТП по европротоколу самостоятельно (полная и пошаговая инструкция)

    Начиная с 1 июня 2018 для получения выплаты по ОСАГО можно будет оформить документы о ДТП по новым правилам по европротоколу, не дожидаясь сотрудников ГИБДД.

    С 1 июня 2014 года вступил в действие первый этап крупной реформы по упрощению порядка фиксации дорожно-транспортных происшествий без участия сотрудников ГИБДД – а соответственно, и в правилах оформления выплат по ОСАГО произойдут серьезные изменения.

    Начиная с 1 июня 2018 года для получения выплаты по ОСАГО можно будет оформить документы о ДТП в упрощенном порядке, не дожидаясь сотрудников ГИБДД.

    Большинство россиян не знают, смогут ли они правильно оформить собственную мелкую аварию по европротоколу, хотя действует эта процедура уже давно. А с 1 июня 2018 года в ней еще и произошли изменения. Рассказываем, как всё должно происходить.

    Важных изменений произошло два. Если раньше получить в качестве выплаты по ОСАГО можно было только 50 000 рублей, то теперь — 100 000. Эта мера увеличит количество аварий, попадающих под европротокол. Как следствие снизится нагрузка на экипажи ДПС и протяженность пробок.

    Для четырех регионов (Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей) уже с 1 июня введен повышенный порог ущерба для упрощенного оформления ДТП при отсутствии разногласий – от 100 до 400 тысяч рублей.

    Теперь можно составить европротокол, даже если у участников аварии есть разногласия касательно того, кто в ней виноват. Правда, пока это применимо для ограниченного числа ДТП. Дело в том, что хотя бы один автомобиль должен быть оснащен системой ЭРА-ГЛОНАСС для фиксации факта столкновения и его координат.

    При несильном ударе автоматика, скорее всего, не сработает. В таком случае можно связаться с оператором вручную, нажав клавишу SOS. Но — не позже 10 минут после инцидента. Со временем должно появиться специальное мобильное приложение РСА.

    Оно станет альтернативой «эре», обладая защитой от корректировки данных, но пока его нет.

    Пошаговая инструкция, как оформить ДТП самостоятельно

    Правила позволяют оформить аварию самостоятельно. Что нужно знать, чтобы не остаться без страхового возмещения?

    Оформление аварии по европротоколу — это удобно! Не нужно часами ожидать приезда инспектора, достаточно лишь заполнить специальный бланк, затем предъявить в свою страховую компанию заполненное извещение — и ждать выплаты по ОСАГО или каско. Но есть моменты, на которые следует обратить внимание, чтобы не остаться без денег на ремонт.

    Не любую аварию можно оформить по европротоколу.

    Начиная с 1 июня для получения выплаты по ОСАГО можно будет оформить документы о ДТП в упрощенном порядке, не дожидаясь сотрудников ГИБДД, при соблюдении следующих условий:

    • только мелкие столкновения, в которых пострадало два транспортных средства.
    • в ДТП были повреждены только транспортные средства (нет вреда жизни или здоровью людей),
    • ответственность участников ДТП застрахована по правилам ОСАГО,
    • участники ДТП достигли соглашения по поводу обстоятельств ДТП, состава ущерба и его оценки и при этом сумма не превышает 100 тысяч рублей.

    Случаи, когда аварию нельзя оформить по европротоколу:

    • Если в аварии были повреждены также объекты дорожной инфраструктуры, например дорожный знак или павильон автобусной остановки, самостоятельно оформлять происшествие не дозволяется.
    • Кроме того, нельзя воспользоваться упрощенной схемой, если пострадали люди.
    • Если у второго водителя нет полиса ОСАГО.
    • И, естественно, если между водителями возникли разногласия при выяснении, кто виноват.

    В этих случаях придется вызывать ГАИ или ехать в ближайшее подразделение дорожной полиции.

    Теоретически можно получить и максимум по ОСАГО (400 000 рублей), если оба автомобиля оборудованы фиксирующими аварию модулями системы ЭРА-ГЛОНАСС (допускается применение приборов, работа­ющих совместно с другими спутниковыми навигационными системами). Но такие устройства пока встречаются редко, ведь производители обязаны устанавливать их на свои новые модели только с января 2017 года.

    И еще. Оформить по европротоколу можно даже аварию, в которой участвовала не зарегистрированная в России машина. Главное условие — наличие у ее водителя «зеленой карты».

    Итак, если все условия соблюдены, можно приступать к заполнению извещения об аварии. Бланк извещения вручается при заключении договора ОСАГО. А еще его можно получить в любом отделении страховой компании или распечатать из интернета. В первом случае бланк будет самокопирующимся, во втором — придется заполнять каждый лист.

    В заполнении граф нет ничего сложного, многие просто боятся ошибиться.

    По словам Светланы Ефремовой, специалиста отдела урегулирования убытков компании «АльфаСтрахование», водители часто упускают из виду, что необходимо заполнить все графы.

    Например, не отмечают нужные клетки в разделе «Обстоятельства ДТП» или не ставят подписи, подтверждающие отсутствие разногласий. Из-за такой невнимательности страховая компания может отказать в выплате.

    Рассмотрим конкретный пример заполнения бланка извещения. Предположим, ситуация следующая. Я выезжал задним ходом со двора и зацепил пропускавший меня Opel. Понимая, что сам виноват, а на ремонт потребуется не больше 50 тысяч, предлагаю водителю Опеля оформить аварию по европротоколу.

    Указываем, где и когда произошло столкновение (графы 1 и 2), отмечаем число поврежденных машин (графа 3). Сообщаем об отсутствии пострадавших (графа 4) и том, что освидетельствование на опьянение не проводилось (графа 5).

    Пишем «Нет» в разделах о материальном ущербе другим транспортным средствам и имуществу (графа 6). Указываем, что авария оформлена без инспектора ДПС (графа 8) и сообщаем о свидетелях, если таковые есть (графа 7).

    Графы с 9 по 12: пишем о своем автомобиле — кто им управлял, кто собственник, указываем номер страховки и название страховой компании. Левую часть заполняет один водитель, правую — другой (для наглядности я заполнил половинки чернилами разного цвета). Если нет полиса каско, отмечаем клеточку «Нет» в пункте 12.

    В разделах с 13 по 15 указываем, куда пришелся удар (отмечаем стрелочкой на изображении автомобиля), описываем видимые повреждения и пишем замечания, если таковые имеются. Например, бампер у машины был поврежден изначально и в этом конкретном столкновении не пострадал.

    В разделе 16 «Обстоятельства ДТП» каждый водитель на своей стороне бланка отмечает нужный квадратик, соответствующий тому или иному обстоятельству ДТП (перечислены самые распространенные обстоятельства).

    В нашем случае я (как водитель автомобиля А) ставлю следующие отметки: 4 (выезжал со стоянки, с места парковки, остановки, со двора, второстепенной дороги), 17 (двигался задним ходом), 21 (совершил наезд на неподвижное ТС, препятствие, пешехода и т. п.).

    В строке «Указать количество отмеченных клеток» нужно будет поставить цифру 3. Второй участник сделает отметку в графе «Иное» и напишет: «Ожидал выезда ТС А», а в строке «Указать количество отмеченных клеток» поставит цифру 1.

    В графе 17 рисуем место аварии. Достаточно изобразить улицу с выездом и номером дома, два автомобиля и стрелкой показать направление движения.

    И самое главное: ставим подписи. Каждый водитель оставляет пару автографов в указанных местах.

    После этого самокопирующийся бланк можно разъединить. Каждый водитель оставляет себе по экземпляру, на обороте которого нужно вкратце описать обстоятельства аварии (разделы 1 и 2). В разделах 4, 5, 7 следует поставить прочерки, а в разделе 6 — указать, может ли машина передвигаться своим ходом.

    В конце также нужно расписаться.

    Получение выплаты по ОСАГО

    Для получения денег на ремонт передаете в свою страховую компанию бланк извещения об аварии, заявление на выплату и показываете разбитый автомобиль.

    Важно знать, что виновнику запрещено ремонтировать свою машину в течение 15 дней после аварии. Если машину нужно отремонтировать раньше, рекомендую сначала предъявить ее на осмотр в страховую компанию. Или получить письменное согласие от страховой на ремонт без осмотра. Иначе страховая компания предъявит вам регрессное требование после выплаты потерпевшему.

    Поясню. Допустим, вы разбили другому автомобилю фару. Свою вину не отрицаете, оформили всё по европротоколу. Ваша машина повреждена минимально — появился скол на бампере.

    Не показав машину своей страховой компании и не получив от нее согласия на ремонт, вы отремонтировали бампер сами. В этом случае ваша страховая компания, выплатив пострадавшему, допустим, 20 000 рублей за разбитую фару, сможет потребовать с вас эту сумму.

    Если же в течение двух недель ваша страховая компания не потребовала предоставить машину на осмотр, можете смело приступать к ремонту.

    Самостоятельное оформление аварии — дело несложное, на всё уйдет не больше получаса. Главное — не волноваться и не спешить.

    Как оформить ДТП без инспектора с помощью гаджетов

    Электронное оформление ДТП

    Самостоятельное оформление дорожных аварий по европротоколу станет проще — для этого надо будет только перепрошить терминал ЭРА-ГЛОНАСС или установить специальное мобильное приложение.

    Минтранс предложил облегчить эту малоприятную процедуру владельцам автомобилей, оборудованных системой ЭРА-ГЛОНАСС (таких машин сегодня уже больше миллиона по всей стране). Для этого, правда, придется доплатить за перепрошивку штатно установленных терминалов, чтобы добавить так называемую функцию оповещения о ДТП.

    Стукнулись, к примеру, две машины. Данные о столкновении (сила удара, ускорение и торможение автомобилей, координаты) автоматически передаются в центр ЭРА-ГЛОНАСС. У водителя будет десять минут, чтобы нажать кнопку экстренной связи и подтвердить оператору факт столкновения. Дальше участники ДТП с помощью специального приложения фотографируют место аварии и поврежденные машины.

    Бланки извещения по европротоколу заполнять в этом случае всё равно придется. Преимущество владельцев автомобилей, оборудованных системой ЭРА-ГЛОНАСС, заключается в том, что появится возможность получить максимальную выплату по ОСАГО — 400 тысяч рублей. Предложение находится в стадии обсуждения, дата запуска проекта неизвестна.

    Плюсы и минусы:

    • Полученная выплата покроет расходы на практически любой мелкий ремонт
    • Всё равно придется вручную заполнять извещения. Да и мало кому понравится перепрошивать терминал за свои

    Сейчас лишь 32% дорожных происшествий фиксируются по упрощенке. Чтобы сделать эту процедуру привлекательнее, Банк России предложил эксперимент по оформлению аварий через электронное приложение «Помощник ОСАГО». Программа позволит обойтись без заполнения бумажных бланков.

    Отсутствие разногласий по поводу обстоятельств дорожного происшествия водители смогут подтвердить электронной подписью.

    Банк России предлагает для этого использовать комбинацию логина и пароля, получаемого при скачивании приложения, РСА — идентифицировать пользователя через портал госуслуг.

    Водители фотографируют место столкновения, повреждения автомобилей, а дальше с помощью электронного меню заполняют извещение и в онлайн-режиме отправляют в свою страховую компанию.

    Это, безусловно, проще и быстрее бумажного оформления. Но насколько корректно в этом случае будет происходить фиксация происшествия и обработка информации в страховых компаниях, сказать сложно.

    Запустить пилотный проект планируют в ближайшие два года. И пока лишь на территории Москвы.

    Плюсы и минусы:

    • Главный плюс — не нужно заполнять бумажные бланки. Оформление аварии с помощью смартфона займет не больше 15 минут.
    • «Помощник ОСАГО» анонсирован еще в прошлом году, а сейчас его лишь собираются обкатывать. При такой неспешности скоро ли появится полноценно работающий продукт?
    Читайте также:  Штрафы гибдд со скидкой 50%

    Источник

    Источник: https://zagorodnaya-life.ru/novye-pravila-oformleniya-dtp-s-1-iyunya-2018-oformlyaem-dtp-po-evroprotokolu-samostoyatelno-polnaya-i-poshagovaya-instrukciya/

    Европротокол

    Европротокол — это упрощенное оформление документов о ДТП, которое осуществляется без участия сотрудников полиции.

    Европротокол оформляется путем заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии участниками аварии (водителями) самостоятельно, без привлечения сотрудников полиции.

    Это позволяет не только существенно сократить временные затраты на оформление ДТП, но и быстро убрать машины с проезжей части, тем самым облегчив проезд остальным участникам дорожного движения и минимизировав риск возникновения новых столкновений.

    Если вы являетесь владельцем полиса ОСАГО или КАСКО в страховой компании «АльфаСтрахование», то можете быть уверены, что самостоятельное оформление ДТП с использованием европротокола не станет препятствием для организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания или выплаты денежной компенсации, позволяющей покрыть ущерб, нанесенный транспортному средству.

    В каких случаях можно использовать европротокол, а в каких нужно вызывать сотрудников полиции?

    В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.

    • Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
    • В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
    • Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
    • Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.

    Отвечая на вопрос о том, при каких случаях европротокол не оформляется, руководствуйтесь приведенной выше информацией. Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных условий, фиксировать аварию придется в общем порядке.

    Если одно из транспортных средств, ставших участником ДТП, зарегистрировано на территории иностранного государства, а его владелец не имеет полиса ОСАГО или КАСКО, но при этом является обладателем международного страхового полиса «Зеленая карта», оформить ДТП также можно самостоятельно, с применением упрощенной схемы. Подробную информацию о порядке назначения возмещения по «Зеленой карте» вы можете получить, связавшись с представителем Российского союза автостраховщиков (РСА).

    Что нужно сделать после попадания в аварию?

    Сразу после аварии многие водители, находясь в состоянии стресса, попросту забывают о том, что им нужно сделать, чтобы не нарушить требования законодательства. Тем не менее порядок действий, которые должны выполнить стороны ДТП, предельно прост и выглядит следующим образом:

    1. Прекратить движение. Вне зависимости от того, где произошла авария и какие последствия она повлекла за собой, остановитесь, покиньте транспортное средство и лично оцените масштаб происшествия.
    2. Установить знак аварийной остановки. В соответствии с пп. 7.2 п. 7 ПДД РФ он должен быть выставлен на расстоянии:
      • не менее 15 м от ТС – при остановке на территории населенного пункта;
      • не менее 30 м от ТС – при остановке вне территории населенного пункта.
    3. Зафиксировать следы произошедшего ДТП. Для этого воспользуйтесь средствами фото- и видеосъемки, в качестве которых может выступать камера мобильного телефона или специализированное устройство (например, фотоаппарат или видеокамера при их наличии). Сфотографируйте (или снимите на видео) общую панораму места ДТП, повреждения, причиненные обоим автомобилям, имеющиеся следы торможения, номерные знаки ТС, а также обломки деталей.

      Также вы можете зафиксировать повреждения с помощью приложения «АльфаСтрахование Мобайл». Этот способ является значительным преимуществом для вас, т.к. вы сможете оформить страховое событие в приложении «АльфаСтрахование Мобайл», и в дальнейшем вам не нужно будет обращаться лично в офис компании.

    4. Получить контакты свидетелей ДТП (Ф. И. О., домашний адрес, телефон). Если есть возможность, заручитесь их письменными показаниями. В случае возникновения спорных вопросов на стадии оформления документов уже после того, как обе стороны аварии покинут место происшествия, показания свидетелей могут существенно упростить процедуру расследования и помочь пострадавшей стороне получить все причитающиеся ей выплаты.
    5. Заполнить бланки извещения о ДТП
    6. После того как вы освободили место происшествия, завершили оформление ДТП по «Европротоколу» , участники аварии могут разъехаться, а вы можете завершить оформление страхового события по прямому возмещению убытка уже через приложение «АльфаСтрахование Мобайл».

    Где взять бланк европротокола?

    Европротокол при ДТП оформляется с использованием специального бланка, который страховой агент бесплатно обязан выдать владельцу транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО.

    Если вы уже использовали имеющийся бланк или его по какой-то причине нет под рукой, необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании.

    Кроме того, можно скачать бланк бесплатно в интернете и распечатать на любом принтере (рекомендуется загружать форму документа только с официальных авторитетных источников, например с сайтов справочно-правовых систем «Гарант» или «Консультант»). Образец заполнения европротокола также можно найти на различных ресурсах.

    Как выглядит бланк европротокола?

    Европротокол при ДТП составляется на особом бланке установленной формы, носящем название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он состоит из двух листов: основного и дополнительного (вкладыша, на который копируется вся информация, вносимая на первый лист).

    На лицевую сторону первого листа нанесены две колонки, каждую из которых водители авто заполняют самостоятельно.

    После заполнения лицевой стороны основной бланк отделяется от дополнительного – каждый из них обладает одинаковой юридической силой, поэтому совершенно неважно, какому водителю достанется оригинал, а какому – копия.

    Как заполнить форму европротокола?

    Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:

    • при заполнении бланка используйте простую шариковую ручку – надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться, что в дальнейшем сделает их нечитаемыми;
    • заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами;
    • старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений – впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП;
    • заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.

    Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.

    1. Заполняется лицевая сторона. На этой стадии необходимо:
      • указать сведения о месте и дате происшествия. Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
      • зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
      • вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
      • указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения;
      • внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия;
      • описать перечень поврежденных деталей и узлов авто. На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
      • составить схему ДТП. Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
        • на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
        • на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара – символом Х;
        • под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
        • в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.

      Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.

    2. Заполняется обратная сторона. Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).
    3. Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.

    Лимит выплат по европротоколу

    На сегодняшний день максимальная сумма компенсации, причитающейся пострадавшей в ДТП стороне, составляет 100 000,00 рублей. Такое ограничение действует для всех регионов, в т.ч. для Москвы и Санкт-Петербурга, а также прилежащих к ним Московской и Ленинградской областей.

    Однако для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, при оформлении аварии без уполномоченных лиц, в случае предоставления данных систем ГЛОНАСС или иных глобальных навигационных спутниковых систем, сумма выплат по Европротоколу при ДТП составит уже 400 000 рублей (то есть максимальный лимит по ОСАГО). То есть только при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

    Часто задаваемые вопросы

    Что делать виновнику ДТП после составления европротокола?

    Куда обращаться потерпевшему в ДТП после составления европротокола?

    Что делать, если виновник не сдаст свой экземпляр извещения?

    Можно ли оформить ДТП по европротоколу по КАСКО?

    Как составить европротокол при ДТП на парковке?

    Можно ли оформить ДТП по европротоколу при бесконтактном ДТП?

    Если автомобиль после аварии остановят, что предъявить сотрудникам ГИБДД?

    Источник: https://www.AlfaStrah.ru/individuals/auto/osago/evroprotokol-pri-dtp/

    Ссылка на основную публикацию